Управление продуктом, Введение (Часть 1) (70 День)

Начал смотреть курс «Управление продуктом» от Технопарка Mail.ru Group и МГТУ им. Н.Э. Баумана, ведёт курс продакт-менеджер из Mail.Ru Group Олег Паринов.

Цель курса — получить достаточные базовые знания для работы менеджером продукта, получить навыки разработки идеи, анализа рынка и рыночных возможностей, описания продукта, проектирования и прототипирования, управления продуктом в динамике развития рынка, составления стратегии выхода на инновационные рынки.

Содержание первой части:

  • Цели и задачи курса
  • Что такое управление продуктом?
  • Чем управление продуктом отличается от управления проектом?
  • Чем управление продуктом отличается от маркетинга продукта?
  • Личностные характеристики продукт-менеджера
  • Эмпатия по отношению к потребителю
  • Оценка продукт-менеджера по Net Promoter Score (NPS)

Цели и задачи курса:

Цель курса ответить на 4 главных вопроса:

  • 1) Кто тот человек, который называет себя продакт-менеджером?
  • 2) Какой набор активностей включает в себя управление продуктом?
  • 3) Что нужно сделать чтобы получить успешный продукт и что такое продукт?
  • 4) Как взаимодействовать с этим человеком?

Что рассмотрим:

  • 1) Всё, что связанно пользователями.
  • 2) Как заниматься прототипированием.
  • 3) Бизнес-модели монетизации.
  • 4) Продукт в рамках жизненного цикла развития компании, рынка и продукта.
  • 5) Основные методологии разработки продукта: Lean и Agile.
  • 6) Основные статистики.

Рассмотрим две фразы: «Bulding the product right» и «Bilding the right product». Рассмотрим отличия, project-менеджер занимается тем, что написано в первой фразе тем, чтобы продукт разрабатывался правильно, а менеджер продукта отвечает за то, чтобы сделать правильный продукт, продукт который будет нужен людям. Задача продукт-менеджера создать тот продукт, который будет востребован на рынке.

Ещё один момент, в заказной разработке продакт-менеджер просто отсутствует. Продукт-менеджер есть только в тех компаниях, которые занимаются разработкой своих продуктов.

Задача project-менеджера в том, чтобы выполнить определенную цель, которая существует у проекта, и выполнить с учетом ограничений по ресурсам, бюджету и времени. Чтобы проект был выполнен в срок. Здесь нет ни слова что продукт должен быть правильный. Поэтому когда Вы совмещаете две роли в одной, не забывайте вовремя останавливаться и смотреть из какой роли Вы сейчас смотрите на продукт. Лучше чтобы эти роли исполняли разные люди.

Часто менеджера продукта путают с маркетологом, что тоже не верно. Маркетолог занимается всем набором активностей с целью рассказать рынку про новый продукт. А менеджер продукта формирует требования, ориентируясь на рынок.

Продакт-менеджер ответственен за то, чтобы определить характеристики продукта, чтобы он был успешным.

В курсе выделяется немного другие 3 сферы на которые опирается менеджер продукта, чем в прошлых статьях.
Первая сфера: «Маркетинг», продакт-менеджер должен обладать высокими способностями по пониманию потребностей рынка, по анализу рынка и по выделению конкурентных преимуществ.
Вторая сфера: «Разработка, продакт-менеджер должен понимать основные технические возможности, должен представлять, насколько реально воплотить в жизнь его идеи. Должен обладать основными базовыми способностями в разработке.
Третья сфера: «Дизайн, это самая первая часть продукта, которую видит пользователь. Продакт-менеджер должен управлять usability и внешним видом продукта.

На пересечении трёх этих сфер и находится менеджер продукта.

Кто окружает менеджера продукта, первый блок связан с дизайном, второй блок — разработчики, третий блок — топ-менеджмент и четвёртый блок — рынок, это пользователи и конкуренты.

Дизайнерам направляем набор заданий и получаем результат, разработчикам представляем требования, а разработчики возвращают продукт, который можно начинать тестировать на реальных пользователях. Продакт-менджер должен транслировать свои продуктовые решения топ-менеджментом, так как именно они принимают окончательное решение.

Какие навыки должны быть развиты у менеджера-продукта:

  • 1) Эмпатия — навык сопереживания, умение ставить себя на место пользователя.
  • 2) Системный взгляд — важно уметь структурировать весь набор полученный информации.
  • 3) Коммуникация — очень важно уметь транслировать своё видение продукта всей команде и топ-менеджменту компании.
  • 4) Бизнес-навыки — приём именно тех продуктовых решений, которые максимально положительно влияют на компанию, можно влиять либо на выручку, либо на затраты и это очень важно учитывать.

Как оценить насколько менеджер продукта успешен. Это зависит, что мы учитываем в нашем продукта, выручка, количество пользователей или что-то другое. Но один параметр самый важный — NPS (Net Promouter Score) это параметр насколько продукт удовлетворяет потребности пользователей и то, на сколько пользователи готовы рекомендовать Ваш продукт своим друзьям. Он считается по 10-балльной шкале, чтобы посчитать NPS приложения, необходимо умножить рейтинг на 2 и Вы получите NPS, ещё его можно оценить с помощью опроса существующих пользователей.

Посмотреть весь курс «Управление продуктом» можно по ссылке — youtube.com.

UPD 12.04.2016: Вторую часть курса можно прочитать в этой статье — «Управление продуктом, Оценка идеи (Часть 2)» (kirillzharov.ru/how-to-become-cool-product-manager-in-365-days-71-day).

Надеюсь кому-то эта часть курса ответит на вопрос кто же такой менеджер продукта и чем он должен заниматься.

Читайте продолжение курса в следующих статьях.

Я понял, что тема менеджмента продукта не очень актуальна на российском рынке, тем более пока эта профессия дойдёт до регионов, если вообще дойдёт, в Новосибирске всего две вакансии менеджера продукта в IT-сфере на данный момент. И вот Вам мой совет, если действительно хотите стать менеджером продукта, то как можно скорее перебирайтесь в Москву, там Вы как минимум сможете найти работу. А как Вы уже поняли, чтобы развиваться как менеджер продукта, можно только работая над продуктом.