О непростом релизе 2ГИС (58 День)

Сегодня поговорим о непростом релизе новых мобильных версий 2ГИС. Посмотрел доклад Анжелы Проселковой из 2ГИС «Непростой релиз» с #productcamp.

Сначала была выпущена версия для Symbian, позже для Android, позже для iOs, так они собрали первый миллион пользователей.

Дальше встал вопрос делать новую версию или работать над старой. Было принято следующее решение:
Непростой релиз

Какие инструменты использовались:

1) Очень подробный бриф:
Непростой релиз2

Именно тогда они придумали фразу про «однорукого» и «одноногово» пользователя, который делает всё на ходу одной рукой и опирались на этот образ.

2) Интенсив:
Непростой релиз3

На первый интенсив в Москву, команда выехала в лице арт-директора, главного продакта и дизайнера. Они вернулись обратно с формулированным продуктом, где были прописаны основные механики и основные экраны.

Дальше начался интенсив в офисе, команда отсела в отдельный кабинет, чтобы их не беспокоили, через месяц у них было готовое техническое задание с полным описанием требований для продукта.

Дальше была презентация для RnD департамента — проверки идей на реализуемость.

Получили первый фидбек и технические ограничения, то что нельзя реализовать.

Дальше начался этап разработки.

Большая ошибка, которую они совершили — полная непреемственность наработанного опыта. Если можно что переиспользовать, это не то, что можно использовать в новом продукте, а то что обязательно нужно использовать в новом продукте.

Дальше начался фичекатинг, то есть урезание старого функционала, так как по срокам нельзя всё реализовать. Грубо говоря, что делать, а что нет.

«Этим пользуется 0.4% аудитории!»

«Не знаю как проверить точнее, но такой фигнёй точно не может пользоваться нормальный человек!»

Совет: во время фичекантинга нужно опираться не на будущее видение продукта, а через призму пользователей, которые пользуются прошлой версией нашего продукта, так как если Вы убираете какие-то функции, которыми пользуются маленький процент пользователей, эти пользователи могут оставить очень негативные отзывы и сильно испортить общий рейтинг.

Важно: Команда разработки должна быть готова к изменениям.

Команда 2ГИС была неготова к новой версии, и команда начала искать ребят, искали в Новосибирске, дальше начали искать в Москве, позже переключились на разработчиков внутри команды, но именно на тех, которые были готовы доставить, так как разницы нет, что учить новых ребят извне, что переучивать ребят которые занимались другими проектами.

Ещё раз подчеркну, нужно брать людей, нацеленных доставить продукт, то есть реализовать его. У них были сотрудники, которые занимались ролевыми играми, например, на собрании были сосредоточены на проведении собрания, а не на решении проблемы. От таких сотрудников необходимо избавляться, чем собственно и занялась компания.

Дальше разработка пошла примерно по следующему графику:
Непростой релиз4

То есть сначала сильный подъём, наподобие — «Ура, давайте сделаем новую версию», дальше следует сильный и стабильный спад и следующий подъём начинается только перед релизом.

Что сделали для поднятия духа — промежуточные презентации внутри компании, ребята сняли кинотеатр, сделали онлайн-трансляцию для всех филиалов с возможностью комментирования, скажите пафосно и будете правы, но самое главное, что это помогло, также это позволили дать очень сильную вовлечённость над работой над новой мобильной версией внутри компании, то есть продажники из Уфы знали, что делают разработчики в Новосибирске.
Непростой релиз5

Дальше началась подготовка рекламной кампании, какую ошибку совершила команда, подписалась под конкретные даты запуска рекламной кампании, очень крупной с покупкой эфирного времени на телевидении и так далее. То есть сами себе поставили очень жёсткие сроки для релиза, чтобы не случилось и при любом качестве. Конечно, так делать не стоит.

Релиз

Первая новая версия вышла на WP:
Непростой релиз6
Наконец-то пришла офлайн-версия и пользователи были очень довольны, средний рейтинг очень быстро увеличился:
Непростой релиз7

Следом вышла новая версия для iOs и вот что получилось в итоге:
Непростой релиз8

Средний рейтинг очень быстро скатился до 1,5.

Можете сравнить отзывы на двух платформах, при условии что версии были совершенно одинаковые:
Непростой релиз9

Как так получилось, на WP они дали то, чего не хватало, а на iOs так получилось, что убрали некоторый старый функционал.

Третья платформа:
Непростой релиз10

Каким-то шестым чувством, ещё до выпуска версии для iOs, команда решила не выкладывать версию для Andoid одновременно. И правильно сделали, так как это была бы самая большая ошибка команды, думаю за всё время. Только представьте 80% пользователей, которые ведут себя точно также как повели себя пользователи iOs.

Хорошо, что версию для Andoid выпустили на beta-тестирование с реальными пользователями и команде показали на их ошибки, которые исправили до релиза.

Примерные такие запросы шли от всех, начиная с руководства компании — «Верните старую версию». Но вернуть старую версию, означает никогда не выпустить новую, что предприняли дальше. Первым делом нужно было потушить пожар внутри корабля, это сделали с помощью ежемесячного дайджетса «Доставили», который выпускает продуктовая команда:
Непростой релиз11

Один из дайджестов посвятили полностью произошедшей ситуации:
Непростой релиз12

Сначала взяли и выписали все основные проблемы из отзывов, и начали работать сверху вниз:
Непростой релиз13

И даже начали появляться положительные отзывы.

Так как очень важно прямое общение с пользователями, это тоже помогло наладить обстановку, а ведь так хочется спрятаться от 2500+ писем с оскорблениями.

Начали мотивировать пользователей ставить хорошие отзывы:
Непростой релиз14

Именно такие решения позволили снова поднять рейтинг на iOs:
Непростой релиз15

Выводы:
1) Нужно считаться со своими пользователями — «Мы в ответе за тех кого приручили».
2) Даже если что-то плохое случилось — нужно брать себя в руки и работать над этим.

Если интересно можете посмотреть доклад «Непростой релиз» — vimeo.com.